13 сентября 2020 года исполнилось 85 лет известному писателю и общественному деятелю Альберту Анатольевичу ЛИХАНОВУ

АЛЬБЕРТ АНАТОЛЬЕВИЧ ЛИХАНОВ (13 сентября 1935 г.)

13 сентября 2020 года исполнилось 85 лет известному писателю и общественному деятелю Альберту Анатольевичу ЛИХАНОВУ.

14.09.2020 г. в МКУК «ЦБ им. В.М. Шукшина» была оформлена книжно-иллюстративная выставка, посвященная творчеству знаменитого писателя. На мероприятии пользователи библиотеки узнали, что книги Альберта Лиханова переведены на 33 языка народов мира. Что они одинаково интересны как детям, так и взрослым, потому что в них автор воплотил свои представления о жизненных ценностях, о чести, о долге, об ответственности за свои поступки, о человеческом достоинстве и выборе жизненного пути. О том, что Алберт Лиханов много своих произведений посвятил теме военного детства. Это не выдуманные истории, все они основаны на жизненном опыте. 

Жизнь, посвящённая детям

Иногда даже одна встреча с интересной книгой может дать ключ к пониманию чего-то очень важного. Таким ключевым моментом становится для читателя знакомство с творчеством Альберта Анатольевича Лиханова – известного писателя и публициста, общественного деятеля, президента Международной ассоциации Детских фондов, Председателя Российского Детского Фонда, 85-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году.
Все произведения Лиханова, которые пронизаны духом добра, справедливости, любви и сострадания – это настоящий гимн военному и послевоенному детству, гимн, непревзойденный по своей сердечности и значению.
Автору удалось создать в себе и передать читателю стремление к правде и добру, всепониманию и сочувствию, а людская несправедливость, печальные события  и трагические судьбы, изображённые им в своих произведениях, возвышают, очищают и вселяют надежду.
Иногда прозу Лиханова характеризуют как жестокую, даже слишком, но, по мнению автора, таковой и является наша жизнь. Своими работами он стремится готовить молодых людей к столкновению с различными жизненными испытаниями и трудностями, которые могут выпасть на долю каждому, и достойно выйти из всех передряг. И всё же, несмотря на темы, его проза освещена изнутри тёплым светом понимания, сострадания и соучастия.
Писатель создал образ своего литературного героя: лихановского мальчика, в котором показал не только черты военного или послевоенного времени, в них, этих лихановских героях, живой и вечный русский детский характер. Таким он был и остаётся в литературе, а значит, и в жизни.
В произведениях Альберта Лиханова нет военных сцен, нет боёв и сражений, нет поражений и побед. Есть тыл. Тыл, увиденный глазами ребёнка.
Война – это не только военные приказы, бои и сражения, мужество и смерти, танки и самолёты…
Война – это ещё и госпитали, беженцы, голод, холод, слёзы и скитания.
Это детские души, которые, сжавшись, страдают за отцов, что сражаются на дальних фронтах. Это детские полуголодные глаза, которые рады каждому кусочку чёрного хлеба или тарелке каши-затирухи. Это детские судьбы, жестоко перечёркнутые по чьей-то злой воле. Это дети, в полной мере познавшие драматизм нужды и лишений наряду со взрослыми.
Война, которая жестоко обрушилась на жизнь молодого поколения, заставила детей рано повзрослеть. В их сознание вошли слова: похоронка, эвакуация, раненые, госпиталь,  тыл, карточки…
Маленький Алик знал голод военных лет, знал работу военного госпиталя, где работала медицинским лаборантом его мама Милица Алексеевна, с которой они ежедневно ждали от отца письма с фронта, знал нужды друзей, получивших похоронки на своих родных.
Военные холодные зимы, голодные годы, горе сирот, настоящая мальчишеская дружба, ожидание победы – всё это навсегда осталось в памяти взрослого человека и нашло отражение в его произведениях.
Незабываемая боль о прошлом, о той жестокой поре заставляла писателя не раз обращаться к военной теме. В своих рассказах и повестях он подчёркивает особую силу той победной войны, которая породила не только безотцовщину, которая не только списала в распыл многие неустоявшиеся детские судьбы, но и воспитала поколение подранков – рано опалённых, но честных, мужественных, стойких ребят, подлинных наследников своих собственных отцов.
Любимым героям Альберта Лиханова по десять-пятнадцать лет. Обыкновенные мальчишки, мечтатели и романтики они стремятся поскорее стать взрослыми, умеют постоять за себя, за друзей и любимых. И это привлекает к ним сердца читателей. В юности закономерно стремление к идеалу. Настоящим мужчиной вырастет лишь тот, кто и мальчишкой был мужественным, верным в дружбе и любви, сильным не только физически, но и нравственно, тот, кто был надёжной опорой в любом деле.
Маленькие герои книг писателя растут настоящими мужчинами: понимают всю тяжесть положения, в котором оказались они, их родные, вся страна, никогда не клянут войну за то, что она отняла у них отцов, за то, что пришлось пережить им самим. Они мужественно переносят все тяготы военного и послевоенного времени. Но даже в мыслях никогда не допускают того, что отец каждого мог бы получить бронь или отсидеться в тылу.
Роман для детей школьного возраста «Мой генерал», который рассказывает о трёх поколениях семьи Рыбаковых, о дружбе маленького Антошки со своим дедом-генералом, о святости семейных традиций, о добре и справедливости, об умении сопротивляться жизненным невзгодам и быть настоящим человеком, Альберт Лиханов посвятил всем солдатам и офицерам минувшей войны, которым обязаны своей жизнью их дети, внуки и правнуки.
Мальчишеская дружба, военные голодные годы, горе сирот-друзей и ожидание победы – всё это запомнилось с детства и надолго осталось в памяти взрослого человека, который повествует о пережитом в романах «Русские мальчики» и «Мужская школа».
Читатели знают, что Альберт Анатольевич Лиханов – талантливый писатель и журналист, живущий по девизом: «Ни одного дня без доброго дела!», хорошо понимает душу обездоленных детей, которые на себе ощущают горестность бытия, несут на себе непосильную ношу сиротства, беззащитности и «никомуненужности».
О том, что происходит с русскими мальчиками, когда послевоенное время сменилось эпохой крутых перемен рассказывают многие произведения писателя. Одна из работ – повесть «Никто».
Главный герой Николай Топорков – отсюда и название Ник-То – сирота, сданный матерью в дом ребёнка и оттуда переведённый в интернат. Абсолютно одинокий человек воспитанный и начинённый «рыночными отношениями», связался с бандитами, попав под влияние главаря Валентина. Несмотря на все сложности жизни у него сохранились и честь, и порядочность, и чувство собственного достоинства. Он жалеет слабых, дарит малышне конфеты, а когда случайно получает большие деньги, помогает своим интернатским друзьям.
Финал повести печален. Гибнет чистая и светлая душа.
В своих произведениях автор поднимает проблемы детей риска – одиночество в детских домах, равнодушие близких, безразличие окружающих, сложность взаимоотношений подростков со взрослыми людьми, обозлённость таких детей на весь мир за свою неудавшуюся судьбу, противоречивость их характеров.
Проза Альберта Лиханова жизненная, сложная, острая, но удивительно мужественная, чистая и честная. Он знает, о чём пишет, он страдает сам и выбирается из горя вместе со своими героями. Его повести и рассказы принимаются читателем как честный и откровенный разговор о верности и предательстве, о мужестве и силе духа маленького человека.

Print Friendly, PDF & Email
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

Вам может также понравиться...