В единстве народа — сила страны

«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием».
Н. Карамзин

4 ноября в России ежегодно с 2005 года отмечается День народного единства. Праздник установлен в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 году. Официальный статус дня воинской славы получил после принятия 29 декабря 2004 года поправок в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России«.

Есть люди, которые могут задать вопрос: «4 ноября какой праздник?». Многие думают, что 4 ноября День согласия и примирения, другие считают, что это День народного единства России. Какой же праздник мы будем отмечать 4 ноября 2020 года? Вообще, если обратиться к истории праздника 4 ноября, то она начинается с 1612 года, когда всем известные Минин и Пожарский возглавили народное ополчение и освободили Китай-Город, а также заблокировали отступивших интервентов в Кремле. Данное событие произошло 22 октября по старому стилю, то есть 4 ноября по- новому.

Историческая справка

На рубеже XVI-XVII вв. историками констатируется острейший кризис государственности в России, связанный с последствиями реформ, опричного террора и неудачи Ивана Грозного в Ливонской войне. Нельзя не учитывать тяжелейшие стихийные бедствия – голод, эпидемию чумы – отразившиеся на социально-экономическом положении государства. Сказалось и несовершенство административно-государственного управления Россией. Кризис власти обострился после гибели царевича Дмитрия (1591), усугубившись династическим кризисом, наиболее опасным в условиях монархической формы правления. В 1598 г. Земский Собор, благодаря поддержке патриарха Иова, стрельцов и горожан, избрал царем Бориса Годунова, правление которого не спасло Россию от многих потрясений. В последующие годы обострение социальных противоречий, восстания крестьян, холопов, вмешательство католической Польши и авантюра Лжедмитрия I привели после смерти Годунова к падению династии и Смуте, росту сепаратистских настроений. Кризис российской государственности едва не стоил России утраты независимости и духовной самобытности в период польско-шведской интервенции.

 К 1610-му году Смута приобрела преимущественно характер национальной борьбы, в которой русский народ стремился освободиться от польской интервенции. Внешняя опасность выдвинула на первый план национальный и религиозный интересы, временно объединившие враждующие классы.

Началом конца Смутного времени считается вмешательство церкви в управление государством. В соборной церкви Нижнего Новгорода была читана грамота, присланная из Троицкого монастыря, в которой говорилось о бедствиях, переживаемых русскими людьми. Тогда же на сходке перед народом выступил земский староста купец Кузьма Анкудинович Минин, призвавший людей не пожалеть своего имущества на освобождение православного Отечества, не пощадить жизни жен и детей, но собрать средства на создание новой рати. Когда нижегородцы поддержали его, Минин предложил избрать в предводители ополчения стольника князя Дмитрия Михайловича Пожарского, известного своим мужеством и преданностью Родине.

Пожарский прежде всего направил деятельность на сбор средств на жалованье ратным людям. Было решено не ограничиваться добровольными пожертвованиями, а ввести сбор «пятой деньги» — пятой части всего имущества каждого горожанина. У некоторых отбирали имущество силой, неимущих отдавали в кабалу тем, кто мог за них заплатил. Такие жестокие меры оправдывались чрезвычайными обстоятельствами, угрожавшими существованию Московского государства. Движение ополченцев по пути к Москве нашло поддержку во всех российских городах. Осенью 1612 г., одержав ряд побед в столкновениях с поляками, войско Пожарского осадило Китай-город, где еще оставался вражеский гарнизон. 22 октября после нескольких недель осады поляки капитулировали, а 25 октября ополчение вошло в Кремль. 21 декабря 1612 года грамотами, разосланными по городам, было извещено об освобождении Москвы. В них содержалось приглашение созывать в Москву выборных людей для избрания государя. В январе 1613 года выборные люди собрались на Красной площади и после ожесточенных споров избрали царем Михаила Романова. Послы от Земского собора подчеркнули, что избрание Михаила отличается от избрания предыдущих царей прежде всего тем, что оно «явилось единогласным всею землею по воле Бога». Так, в 1613 году в России стала править новая династия – Романовых.

Изгнание польских интервентов из Кремля

Анализируя последствия Смуты, историк С.Ф. Платонов дал следующую оценку: «У русских людей возникло и окрепло чувство национального и религиозного единства, они стали сознавать, что управление государством – не только личное дело царя и его советников, но и дело «земское», русское общество впервые ощутило возможность выбора монарха». Ведь именно в ноябре 1612 года впервые обозначилось то, что сегодня мы называем гражданской солидарностью, гражданской ответственностью, появились ростки гражданского общества. Это был великий перелом в жизни нашей страны, и эту дату мы будем праздновать отныне всегда.

В канун Дня народного единства хочется всем пожелать уважения друг к другу и добра, понимания и милосердия, искренних отношений и великодушия. Пусть наш народ помнит наши корни, наши подвиги, нашу землю и наше великое становление. Пусть каждый будет счастлив и здоров, патриотичен и свободолюбив!

Print Friendly, PDF & Email
Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

Вам может также понравиться...