«Рифмы крыльями касаются души…»
29 февраля 2024 года известной Волгоградской поэтессе Маргарите Константиновне Агашиной исполнилось бы 100 лет. В шесть часов вечера четвертого августа 1999 –го года перестало биться её сердце.
Родилась Маргарита Константиновна в Ярославле, в семье врача – хирурга и учительницы. После школы она поступила в Московский институт цветных металлов и золота, на втором курсе добилась перевода в Литературный — имени Горького.
… Маргарита Константиновна Агашина, закончив Литинститут в Москве, приехала в 1951-м году в Сталинград совсем юной:
«Вижу, в прошлое глядя,
Пыль, жарища, жара,
У меня в Сталинграде
Ни кола, ни двора.
Никому не нужна я,
Перед всеми в долгу
И никто — то не знает,
Что я в жизни могу!»
Город стал для Агашиной благословенным местом: «Мое последнее свиданье, мой хлеб и Болдино мое». В автобиографии она напишет: «…Его судьба, его люди, его матери и вдовы, его стройки, дороги, его необъятные, нелегкие поля – все это учило и учит меня жить, быть там, где все, горевать и радоваться вместе со всеми…» Сразу поверила поэтессе, «стала первой трибуной» для нее газета «Сталинградская правда». О чем бы ни писала Маргарита Константиновна, шло из глубины сердца. Она старалась как можно больше увидеть, услышать… И о том, что взволновало, спешила рассказать читателям. Чувство огромной ответственности перед людьми как личности творческой никогда не покидало ее: «…Все святое, все прекрасное Успеть отдать, не взять с собой».
И мирные шаги города, и бессмертие его подвига – всё отразилось в стихах поэтессы. А пронзительная по силе чувства песня «Растет в Волгограде березка…» в исполнении Людмилы Зыкиной стала музыкальным памятником Героям Сталинграда.
В центре лирики Агашиной – женщина с неудавшейся судьбой. Сама она имела такую же, одна растила дочь и сына.
Не скупилась на ухабы
Дорога долгая моя,-
Чтобы не раз обычной бабой –
Простой, обманутой и слабой –
Себя почувствовала я…
Как искренни, полны светлой грусти и в то же время высокого женского достоинства стихи Агашиной о любви! Её лирическая героиня, неотделимая от автора, признается в сокровенном:
Я хочу, чтоб ты навек поверил В то, что мне не выжить без тебя.
Поэтесса писала о себе. Она всю жизнь, до самого последнего своего часа, любила одного – единственного мужчину на свете – поэта Виктора Урина — самозабвенно. Глубоко и верно. Он же её открыто предавал, а потом и вовсе уехал за границу. В ответ всегда было – прощенье. Маргарита Константиновна была истинной женщиной.
Читая о её стойкости в судьбе, когда все не просто, о постоянстве в чувстве, которое хранится в чистоте и святости:
«…какого стоило труда,
Чтобы вот так:
Любовь до гроба,
А не привычка навсегда…» –
нельзя не проникнуться уважением к женщине, преклониться перед ней. За то, что стойко переносит душевную неуютность, тоску по сильному плечу рядом, человеку, который разделил бы заботу о детях… Но как на самом деле страдает! «А то, что горько ей бывает, про то она не говорит…» («Рябина! Чья же ты судьбина?..»). Только поэтические строки всё равно её выдают. Каждое слово оплачено судьбой поэтессы.
Словно птицы на холодной остановке, Рифмы крыльями касаются души…
Очень дорожила Маргарита Агашина тем, что личные, трепетные её стихи и песни близки и до слез понятны женщинам разной бабьей доли, которой — «как ромашек на лугу»:
А для меня гораздо больше значит,
Когда, над строчкой голову склоняя,
Хоть кто-то вздрогнет,
Кто-нибудь заплачет
И кто-то скажет:
— Это про меня.
Более чем за пятидесятилетний творческий путь ею изданы тридцать шесть сборников стихов.
Бывают большие дороги, большие слова и дела.
Одна дорогая тропинка у каждого в жизни была.
И что бы потом ни случилось, и сколько бы лет ни прошло,
На этой хорошей тропинке по-прежнему будет светло…
В творчестве Маргариты Константиновны понятно и дорого то, что воспето Агашиной: ромашка, поздней осенью замерзающая «на огромной клумбе у вокзала»; тюльпаны, которые можно «по — нашему, по — волгоградски,… лазоревым цветом назвать…»; «Рябина! Чья же ты судьбина?»; «красные цветы», что второго февраля, в «самый сталинградский день», ложатся у Мамаева кургана «на крыло метели белой…»; «молчаливые ветви» березки у подножия священной высоты…
Ты тоже родился в России —
краю полевом и лесном.
У нас в каждой песне — берёза,
берёза — под каждым окном.
На каждой весенней поляне —
их белый живой хоровод.
Но есть в Волгограде берёзка —
увидишь, и сердце замрёт.
Её привезли издалёка
в края, где шумят ковыли.
Как трудно она привыкала
к огню волгоградской земли!
Как долго она тосковала
о светлых лесах на Руси —
лежат под берёзкой ребята, —
об этом у них расспроси.
Трава под берёзкой не смята —
никто из земли не вставал.
Но как это нужно солдату,
чтоб кто-то над ним горевал.
И плакал — светло, как невеста,
и помнил — навеки, как мать!
Ты тоже родился солдатом —
тебе ли того не понять.
Ты тоже родился в России —
берёзовом, милом краю.
Теперь, где ни встретишь берёзу,
ты вспомнишь берёзку мою,
её молчаливые ветки,
её терпеливую грусть.
Растет в Волгограде берёзка.
Попробуй её позабудь!
Белоствольное деревце — поэтический символ памяти — не умирает, возродившись, продолжает горячо трепетать в сердцах и душах людей…
…Перелистывая странички агашинских сборников мы будто слышим негромкий, домашний голос Маргариты Константиновны:
«На бессмертье я не притязаю.
Но уж коль уйти – не тосковать.
Так уйти, чтоб даже замерзая.,
Хоть кому-то душу согревать».
Стихи Агашиной – документ времени, с его ценностями, с его дыханием, живой душой. На первый взгляд, неброские детали — черточки, чаще обычные повседневные дела составляют в ее творчестве облик Города. Но благодаря дару художника события эти уже приобретают глубокое значение. Никаких изысканных средств в арсенале творческой мастерской Маргариты Агашиной не было. Она рисовала картинки с натуры словами, всем понятными, ясными, близкими. Чтобы полнее, ближе чувствовать происходящее, надо много трудиться. Этому поэтесса всегда радовалась:
«…Снова встречи и вопросы, Люди, цифры, верная тетрадь, Шлюзы, экскаваторы, откосы, Некогда озябнуть и устать!»
Маргарита Агашина прожила счастливую жизнь. И никто об этом не сказал лучше ее самой.
Но мне бывает в тягость дружба,
когда порой услышу я,
что я жила не так, как нужно, —
мне говорят мои друзья. Что мало песен написала,
что не боролась, а ждала,
что не жила, а угасала,
что не горела, а жила. Что я сама себя сгубила,
сама себя не сберегла…
А я жила — тебя любила!
А я — счастливая жила! Я не хочу начать сначала,
ни изменить, ни повторить!
И разве это так уж мало:
все время ждать,
всю жизнь любить?